Биография Родиона Гудзенко из книги «Художники ленинградского андеграунда. Биографический словарь» (серия «Авангард на Неве»), автор - Любовь Гуревич. «Искусство — СПБ», Санкт-Петербург, 2007)

Гудзенко Родион Степанович (1931, Полтава - 1999, Санкт-Петербург).

С младенчества жил в Ленинграде. Отец - актер, поэт. Мать потерял в два года. В войну стоял под расстрелом, бежал, попал к И. С. Коневу, был «сыном полка», участвовал в боевых действиях. Учился в СХШ с 1944 по 1947 г., в одном классе с А. Арефьевым и Ш. Шварцем, был отчислен. В 1952 г. окончил среднюю школу в Полтаве, в 1953 г. поступил на заочное отделение Московского полиграфического института, на факультет художественного оформления печатной продукции. Входил в число группировавшихся вокруг А. Арефьева и поэта Р. Мандельштама художников. Общался с французскими туристами, продавал им работы, в связи с чем был арестован в 1956 г. и осужден по статье 58, п. 10, «за антисоветскую агитацию и пропаганду». Ему инкриминировали то, что он дарил иностранцам работы, любил французскую живопись, «осуждал ограничения свободы в искусстве, существующие в СССР» (см. Надзорные производства прокуратуры СССР по делам об антисоветской агитации и пропаганде: Аннотированный каталог, март 1953-1991. М.: Международный фонд «Демократия», 1999. С. 314). С 1957 по 1960 гг. провел в Мордовии, в Дубравлаге. Писал там портреты своих товарищей по заключению, почти все эти работы были уничтожены охраной после попытки устроить экспозицию в бараке. Вернувшись из заключения, работал в Ленинградском драматическом театре им. В. Ф. Комиссаржевской и в Театре комедии декоратором, в Казанском соборе - макетчиком, в КЖОИ - художником оформителем, в «Детгизе» иллюстрировал детские книги. В 1978 г. вступил в ЛОСХ. После лагеря как художник-станковист работал мало, изредка писал город. Сохранились в пределах досягаемости считанные работы 1950-х гг. По ним можно утверждать, что он писал городские пейзажи (преимущественно белые ночи), железнодорожные платформы, делал зарисовки прохожих. Была картина 1952 г., изображающая пасхальное шествие. Остались его изображения балерин (был женат на балерине), несколько портретов, в частности два портрета Арефьева, один из них - на фоне бань. Работы Гудзенко более натуралистичные, более легкие по состоянию, чем у его товарищей, в них нет присущей остальным арефьевцам интенсивности средств, обобщенности и заострения. Писал прозу и стихи, переводил с французского Бодлера, Малларме.